Сотникова Светлана Васильевна
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки»Светлана Сотникова
Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов. Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтимена, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы. Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог гуманист Коменский Я. А. (1592 — 1672, которого называют отцом научной педагогики. Коменский писал, что человеку от природы присущ разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенности развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он обращает на правильное произношение, на четвертом, пятом и шестом годах обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи. Обращать внимание детей на различие между простой речью и поэзией, учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественную литературу. Близкими трудам Коменского Я. А. по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Песталоцци И. Г. (1746 — 1827). Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое время то, что человек получил от природы за тысячелетия». В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: • Обучение звуку, или средству развития органов речи; • Обучение слову, или средство ознакомления с отдельными предметами; • Обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах. Идея Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику. Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870 — 1952, итальянского педагога, разработанной ею для домов ребенка. Монтессори считала, что одной из основных задач, является развитие речи. Эта задача включает в себя упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Особую роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Ушинскому К. Д. (1824 - 1870). для обучения Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности развивающего обучения. В современной практике широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке. Ценнейший опыт создания ситуации общения с воспитанниками, на основе которых у детей с учетом их возрастных особенностей воспитываются навыки речевого взаимодействия и культуры речи заключен в деятельности известных педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, Е. Л. Ильина, С. Ю. Курганова, С. Н. Лысенковой, Ю. П. Львовой, В. Ф. Шаталова и др. В последние десятилетия появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Наблюдения и исследования ученых показали, что чем раньше начать и больше разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей, что в свою очередь способствует правильному формированию мозга ребенка. Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до трех лет, особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и т. д. Причем, слова должны исходить от окружающих, а не доноситься из телевизора. Во-вторых, некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Ребенок узнает голос матери с очень раннего возраста, поэтому врачи советуют женщинам уже во время беременности разговаривать со своими детьми. Считается также, что беременной женщине полезно слушать музыку — это развивает мозг ребенка. Интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества, происходит только в ранние годы. Такого не будет ни в один последующий период жизни. К семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, к трем годам — составляет три четвертых массы мозга взрослого. Ребенок овладевает речью за 2-3 года. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Ребенок познает грамматический строй языка от простых предложений переходя к сложным и т. д. Огромное влияние на содержание и методы работы оказала деятельность Тихеевой Е. И. (1867 — 1944). Теоретическую основу разработанной Тихеевой Е. И. системы составляют следующие положения: • развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особое внимание требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; • речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи взрослого и всех окружающих людей; • речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; • руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; • развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада; • обучение на специальных занятиях является самым необходимым и важным средством речевого развития дошкольников. Тихеева Е. И. поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками, что облегчает ребенку умение составлять описательные рассказы. Значительное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста оказала Флерина Е. А. (1889 — 1952). Флерина Е. А. провела исследование восприятия детьми игрушек, на основе чего сформулировала требования к отбору игрушек, к их эстетическому оформлению. В работах Флериной Е. А. встречаются разные принципы классификации игрушек. В ряде статей и методических указаний она группирует игрушки по типам: сюжетные или образные, моторноспортивные и тренировочные, технические, строительно-конструктивные, дидактические, творческо-трудовые (полуфабрикаты для игрушексамоделок). Современный подход наблюдался и в разработке проблемы словарной работы, которую тесно связывают с сенсорным воспитанием. Указывалось, что ребенка необходимо учить выделять в предмете наиболее значимые, существенные в данных обстоятельствах признаки, свойства, причем не только воспитывать умение различать и называть отдельные изолированные качества, а формировать способы обследования предметов, обобщенные знания и умения, которые в конечном итоге помогут ему лучше ориентироваться в окружающей жизни (В. И. Логинова, В. Н. Аванесова, Г. М. Лямина, Ю. С. Ляховская). В итоге следует подчеркнуть, что современная методика развития речи формировалась как наука на протяжении длительного исторического периода. Нельзя и ныне считать эту методику полностью сложившейся, - она продолжает обогащаться и совершенствоваться. 22 мая 2017 в 21:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.